Собор Санта-Мария делла Салюте в Венеции.
Единственный в мире плавучий город, Венеция привлекает гостей своими красочными архитектурными шедеврами. Здесь каждое здание и сооружение — это живая история. Согласно статистике, в городе построено больше храмов, чем в любом другом уголке Европы по отношению к числу жителей. Это неудивительно, ведь венецианцы — очень набожный народ. С незапамятных времен построенные соборы были квинтэссенцией богатства и могущества Венецианской республики. В районе Дорсодуро, где воды бассейна Сан-Марко впадают в устье Большого канала, находится великолепный купольный храм — базилика Санта-Мария-делла-Салюте. Собор считается одним из главных религиозных символов Венеции. Он был построен в лучших традициях венецианского стиля барокко и посвящен Деве Марии.
История строительства собора
В 17 веке венецианский народ пережил эпидемию чумы. Средневековая европейская медицина еще не знала природу микроорганизмов, вызывающих болезнь, поэтому венецианцы приписывали ее загрязненному воздуху. Основными средствами защиты от чумы были карантинные лагеря на кораблях, стоящих на якоре в лагуне, и длинноносые маски. Эти методы защиты от инфекции были, по сути, чисто психологическими и не имели никакого эффекта. Ужасная пандемия унесла более 100 000 жизней.
Многие считали, что кошмарная инфекция была божественной карой, посланной в наказание венецианцам за их человеческие грехи. Согласно легенде, правительство Венецианской республики от отчаяния и безысходности дало клятву Деве Марии. Было обещано, что если она спасет Венецию от страшной болезни, то в ее честь будет построен великолепный собор. В результате произошло чудо — чума отступила. Пришло время высшей знати исполнить свой долг перед небесными силами.
Большой совет, возглавляемый Николо Контарини, провел конкурс на лучший проект будущего храма; автором «Шедевра» был избран Бальдассер Лонген, выдающийся архитектор того времени. Молодой архитектор с энтузиазмом принялся за строительство необычной церкви. Он поставил перед собой задачу построить довольно просторное святилище, где члены привилегированной общины, богатые купцы и простые венецианцы могли бы поклониться и помолиться. Главная идея архитектора заключалась в том, что храм должен быть увенчан огромным куполом. Таким образом, Дева Мария должна была показать, как Венеция может быть защищена от чумы в этом полушарии.
Основной проблемой для строителей была ограниченная территория, на которой планировалось построить церковь. По замыслу архитекторов, фундамент святилища должен быть восьмиугольной формы, чтобы вместить максимальное количество прихожан. Слабые почвы необходимо было дополнительно укрепить. Для укрепления оседающих грунтов было установлено более миллиона деревянных свай. Известняк и кирпичи, покрытые мраморной крошкой, были основной кладовой для строительства храма. Строительство церкви продолжалось в течение полувека. Архитектор, Ронген, не дожил до официального освящения собора. Строительство было окончательно завершено в конце 1681 года.
Архитектура и внутреннее убранство собора
Салют Санта-Мария Дорадора впечатляет своими внушительными размерами и изысканной архитектурой, построенной в стиле барокко. Собор отделен от воды низкой лестницей с великолепными мраморными ступенями. Дизайн храма весьма необычен для традиционной религиозной венецианской архитектуры. Восьмиугольное здание украшает огромный медный купол высотой 60 метров на большой колонне, окруженный шестью часовнями. Издалека сооружение выглядит весьма впечатляюще. Днем мрамор сияет в лучах солнца, а ночью стены отражают воду канала. К южной части церкви была сделана пристройка, образующая апсиду, в которой находится главный алтарь. Его венчает корона с небольшим куполом. За строением гремят два колокола.
Между реберными костями многогранной крыши находятся 15 арочных окон. Благодаря этому внутренний объем храма наполняется светом в течение дня. Фасад собора украшен карнизами, контрфорсами, колоннами, барельефами и белыми декоративными статуями. Главный вход в храм построен в виде триумфальной арки, фланкированной скульптурами Богородицы, Михаила Архангела, Иоанна Крестителя, ветхозаветных царей и пророков.
Просторные, светлые внутренние залы украшены арочными перекрытиями, поддерживаемыми пилястрами. Роскошное внутреннее убранство поражает своим величием и красотой. Пол покрыт мраморной плиткой, образующей замысловатые концентрические круги. Основной концепцией святилища является богатое убранство часовни с религиозными сюжетами, скульптурами и художественными панно, изображающими религию бас на платформах.
Основная религиозная композиция собора находится в главном алтаре. Здесь была установлена икона «Мадонна Саритская», вывезенная с Крита в 1670 году во время войны с Турцией в 1670 году. Изображение окружено мраморным обрамлением. Над иконой находится небольшая статуя, создающая сюжетную линию в виде ВСЕХ историй. Венеция символизируется молодой девушкой, ищущей помощи у Мадонны с ребенком на руках. Справа от них видна оборванная пожилая женщина, висящая вниз головой. Эта скульптурная композиция была создана знаменитым мастером Джасроллом в 1674 году.
Собор радует изобилием великого венецианского художника Вечеллио Тициано. Его замечательные полотна на библейские темы украшают огромную арку святых. Это такие картины, как «Каин и Авель», «Давид и Голиаф» и «Жертвоприношение Авраама»; особого внимания заслуживает один из первых шедевров, написанный в 1510 году — «Святой знак престола». Художнику подарили сцену молитвы врача, обращенной к апостолу Марку, на которой изображен рок святого и избавление Себастьяна от чумы. Главное панно Тициана, украшающее святилище, — «Сошествие Святого Духа апостола». Фотография находится на главном алтаре.
В соборе есть три уникальных алтарных образа работы Луки Джордано из Неаполя. Вознесение Пресвятой Девы Марии», «Пресвятая Дева Мария на Рождество» и «Введение в храм Пресвятой Девы Марии». Он создавал эти картины в довольно короткие сроки в соответствии с собственной фантазией. Искусная работа Якопатинторетто «Брак в Кан в Галилее», безусловно, привлекает внимание посетителей храма. Полотно описывает брачный восточный пир, основанный на евангельской интриге. На заднем плане картины во главе стола сидит Христос, превративший воду в вино. Художник представляет изображение водоноса, обслуживающего гостей.
Интересные факты о Санта-Мария-делла-Салюте в Венеции
Вот уже более трех столетий ежегодно 21 ноября в Венеции проходит символическое событие. В этот день в соборе Санта-Мария-делла-Салюте проходит торжественная служба в честь памяти Благодарственной Марии за чудесное спасение от эпидемии чумы и избавление от смертельной пандемии. Возле храма можно наблюдать удивительное зрелище. Гондольфы и лодки должны собраться перед святилищем и образовать проход через большой водный путь на площадь Святого Марка для шествия паломников.
В 2010 году на территории одного из соборов произошел пожар. Огонь распространился на главный зал. Во время спасательных мероприятий, предпринятых пожарными, пострадали только Давид и Голиаф, на которых была сделана лишь одна фотография. Вскоре после этого панно Тициана было отреставрировано.
Где находится и как добраться до Санта-Мария-делла-Салюте
Собор Санта-Мария-делла-Салюте возвышается в районе Дорсодуро. Этот венецианский остров омывается водами Большого канала и бассейна лагуны. Храм расположен напротив района Сан-Марко; до собора можно добраться по Випаретто (маршрут № 1). Водные автобусы доставляют туристов к причалу у подножия мраморной лестницы, ведущей к собору. До собора можно дойти пешком. Для этого необходимо пересечь большой водный путь по Акадскому мосту, который соединяет острова Сан-Марко и Дорсодуро. Купол собора Санта-Мария Дорадора Салюте виден издалека из города.