- Церкви и храмы Ярослава — 30 основных святынь.
- Спасо-Преображенский собор
- Церковь Илии Пророка
- Храм Николы Мокрого
- Церковь Андрея Критского
- Благовещенско-Вознесенский приход
- Церковь Богоявления
- Фёдоровская церковь
- Церковь Спаса на Городу
- Успенский собор
- Храм Владимирской иконы Божией Матери на Божедомке
- Церковь Вознесения Господня
- Церковь Дмитрия Солунского
- Церковь Ильинско-Тихоновская
- Церковь Иоанна Златоуста
- Крестобогородская церковь
- Церковь Михаила Архангела
- Церковь Петра и Павла
- Церковь Рождества Христова
- Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Яковлевском
- Церковь Параскевы Пятницы на Туговой горе
- Церковь Сретения Господня
- Храм Иконы Божией Матери Знамение
- Церковь Троицы Живоначальной в Норском
- Церковь Ярославской иконы Божией Матери
- Церковь Николая Чудотворца Надеинская
- Софийская церковь в Савине
- Церковь Иоакима и Анны
- Церковь Зосимы и Савватея
- Церковь Леонтия Ростовского
- Церковь Гурия, Самона и Авива
Церкви и храмы Ярослава — 30 основных святынь.
Ярослав внес значительный вклад в историческое и культурное развитие Руси. Этот древний город особенно богат архитектурными памятниками. Видное место среди них занимают великолепные храмы, луковично-шлемовидные купола которых украшены золотыми крестами, сияющими на солнце.
Каменные церкви и храмы Ярославии, дошедшие до нас, в основном появились в 17 веке. В этот период, известный как «золотой век» православной архитектуры, волжский город пережил экономический и культурный подъем.
Богатые купцы могли позволить себе покупать строительство новых приходов и монастырей. На сегодняшний день сохранилось 134 святыни. Многие из них включены в региональные и федеральные списки памятников истории и культуры.
Спасо-Преображенский собор
Появление первой версии монастыря относят к 1186 году. Духовный центр Ярославии был превращен в каменное строение в пользу Константина, князя Ростовского. На его территории вырос великолепный каменный Спасо-Преображенский собор.
Древний храм 16 века вошел в список объектов Всемирного наследия. В библиотеке собора хранились древние рукописи. Среди них было найдено «Слово о полку Игореве».
В настоящее время полная информация о книге, методе ее создания, предлагается интересной экспозицией в музее собора. Однако пожар уничтожил это здание. Сейчас на остатках фундамента построен новый собор.
В архитектурный комплекс города входят Священные ворота, столовая, Кильский легион, Дом епископа и Бель «Бедмар». В соборе хранятся святые мощи, икона Владимирской, Смоленской и Преображения Господня Божьей Матери. Основные части построены в стиле барокко.
Он расположен на Богоявленской площади рядом с Московским мостом на реке Коцле.
Церковь Илии Пророка
Ярко-зеленый купол, ажурная колокольня и заснеженные стены церкви в центре города поражают воображение. Решение о строительстве православной церкви, ставшей шедевром храмового зодчества Руси, было принято мудрыми Ярославами одновременно с закладкой города.
Современное каменное здание существует с 1650 года. Внешние стены церкви украшены орнаментами из резного кирпича, изразцов и полихромной росписи.
Интересный интерьер церкви состоит из огромного количества заговоренных изображений (стигматов), орнаментов и бытовых сцен. Для его создания были приглашены лучшие мастера-исполнители фресок и иконописцы того времени.
Впервые в городской церкви купол украшен изображениями триединого Бога, символизирующего «отечество», а не Всевышнего. В храме есть пять прекрасных иконостасов, место молитвы царя, патриархи, принесенные из другой церкви. Церковь считается жемчужиной ярославской архитектурной школы.
Храм Николы Мокрого
Впервые он упоминается в письме, подписанном императором Василием IV Шуйским в 1610 году. Согласно городской легенде, строительство велось на месте старого храма на берегу реки Коротошель.
Говорят, что в основе здания лежат жертвенные камни, почитаемые язычниками. Пятиглавый собор из красного кирпича был построен в 1665 году, который сохранился до наших дней. Строительство продолжалось семь лет.
При взгляде на этот памятник христианской архитектуры сразу бросается в глаза цветная керамическая плитка. Подобно красочному ковру, они покрывают стены главного (Никольского) храма 1686 года и западную часть Тихвинской церкви. Алтарные окна украшены изящными наличниками. Фасад также украшен резными решетками, S-образные звенья которых заканчиваются коваными бутонами цветов.
Внутренние постройки не менее красивы: в 1673 году ярославские мастера начали проектировать стены собора. Талантливые художники создали несколько 660 фресок, включая впечатляющую картину «Страшный суд». Интрига фрески говорит о библейских событиях, почитаемых святыми и русскими царями. Сегодня вы можете увидеть замечательный план стены — с 1992 года она находится под крылом Русской православной церкви и является действующей.
Церковь Андрея Критского
Первый камень в основание Андреевской церкви на Крите был заложен в 1904 году, поскольку ее строительство финансировалось членами мануфактурного товарищества «Ярослав». Торжественное освящение состоялось четыре года спустя.
Службы прекратились в 1923 году, а в 1952 году здание было использовано под гимнастический зал и спортивную школу. Только 58 лет спустя, в год 1000-летия Волги, здание исповедальни было возвращено Русской православной церкви.
Церковь Святого Андрея на Крите — это большое здание, увенчанное 40-метровой колокольней с парапетом. Из-за своего внешнего вида православную церковь иногда путают с католической. На самом деле архитектура здания представляет собой необычное сочетание византийского стиля и эклектики ярославских построек, дополненное готическими акцентами.
Внутренняя отделка была богато украшена керамической плиткой Metlav, которая в солнечные дни переливается цветами радуги. К сожалению, почти все элементы декора интерьера были забыты. До наших дней сохранилась единственная мозаика с изображением Святого Николая на апсидальной стене алтаря. Современная фреска, копия известной картины русского художника, была создана в 2015 году.
Благовещенско-Вознесенский приход
История комплекса восходит к тому времени, когда Ловецкая слобода располагалась на берегу Волги. Согласно архивным документам, церковь существовала в этой рыбацкой деревне в начале 17 века.
Разрушенное пожаром в 1670 году, деревянное здание было восстановлено в камне 32 года спустя за счет местного населения. Так началась летопись Вознесенского прихода Благовещенска.
Благовещенский Вознесенский приход представляет собой архитектурный комплекс, состоящий из двух частей. Первый из них — холодный храм Благовещения, украшенный пятью куполами, созданный для проведения служб в теплое время года.
Вторая часть комплекса — кирпичная церковь Вознесения Господня. Небольшие размеры здания позволяли легко отапливать его зимой. Старинное здание дополняет трехэтажная колокольня. Автором проекта колокольни был А. М. Достоевский, брат известного русского писателя.
Антирелигиозные организации 30-х годов прошлого века затронули и Вознесенский приход Благовещенска. Только в 1991 году Святая Земля была возвращена верующим. К счастью, время и вандалы не тронули две главные православные реликвии. Богоматерь «Троеручица» и икона Николая Чудотворца. Сегодня в полностью отремонтированном комплексе проводятся богослужения, таинства и работает детская воскресная школа.
Церковь Богоявления
В 1693 году в центре Ярославля появилось элегантное здание из красного кирпича, заменившее старую деревянную церковь XVI века. Его строительство финансировал местный купец Зубчанинов, чье имя увековечено на стене алтаря.
События начала XX века коренным образом изменили мирный уклад жизни небольшого прихода: здание сильно пострадало в результате белогвардейского восстания 1918 года; в 1938 году здесь открылись автомастерская и гараж; в 1949 году в приходе было построено новое здание, а в 1950 году — новое здание. Лучший период для святыни наступил только в 1951 году, когда началась глобальная реконструкция.
Церковь Богоявления — это своего рода дань традиции московской православной архитектуры. Как и столичный собор, красавец-ярославец с пятью куполами не имеет крипты, а над арками вытянутых окон висят два ряда больших кокошников.
Внутреннее убранство напоминает расписной терем, словно сошедший со страниц русской сказки. Красочный калейдоскоп искусных фресок покрывает стены, словно непрерывная лента. Красочные картины рассказывают о жизни Иисуса Христа на земле.
До прихода советской власти в Богоявленской церкви хранились четыре бесценные реликвии. Два из них — вырезанная из дерева голова Иоанна Крестителя и алтарный крест, на котором хранились частицы креста Господня, — были утеряны.
До наших дней сохранились крест 17 века с изображением распятого Спасителя и позолоченный иконостас в стиле барокко. Это уникальное произведение христианского искусства было создано в 17 веке и с тех пор остается неизменным.
Фёдоровская церковь
В 1687 году в зажиточном поселении Толчиково, раскинувшемся по берегам реки Котлосли, была построена приходская церковь Вёдоров. Легенда гласит, что Дом Божий обязан своим появлением парализованному Иоанну Плешкову.
Неизлечимая болезнь чудесным образом покинула горожанина после того, как во сне ему явился «человек в халате святого» и велел ехать в Кострому и поклониться иконе Божией Матери Федоровской.
Окончательный облик белоснежного 36-метрового здания сформировался в 1776 году, когда с южной стороны была пристроена Чихвинская часовня. Архитектурный стиль типичен для ярославского зодчества, отличаясь лишь строгостью и скромностью декора. На фасаде нет плитки, а арочные окна представляют собой наличники. Только пять куполов-неги высотой 22 метра придают сооружению выразительный вид.
На протяжении веков она почиталась за историческую редкость и теперь предстала перед прихожанами в своем первозданном виде. Особую ценность представляют шитые покровы, выгравированный символ 1705 года, позолоченные царские врата и старинный серебряный ковш, предназначенный для освящения воды. Кроме того, здесь хранятся мощи святых Константина, Давида и Федора с изображением Святой Троицы, а также дидактические иконы с изображением Святой Троицы.
Церковь Спаса на Городу
Церковь Спасителя в городе получила свое название благодаря своему местоположению: во время строительства (начало XIII века) она находилась на «городском торгу». . Строительство велось неоднократно, но каждый раз его строили заново.
Храм обрел свои каменные стены в 1672 году; в 1926 году двери прихода были заколочены, а четыре года спустя атеистические власти сняли крест с купола. На груди прихода Ярослава святыня вернулась в 2003 году.
Белокаменное здание, увенчанное пятью главами гигантского барабана, радует своей грацией. Композиционно она асимметрична и выглядит по-разному со всех сторон. Особенно выразителен северо-западный фасад, к которому примыкают шатры и низкие галереи. Внимания заслуживает элегантно оформленный кокошник, окружающий шатер великого управителя Стефана.
Внутренние помещения были оформлены местными художниками в 1693 году. Картины на верхнем ярусе рассказывают о земной жизни Иисуса Христа и Кресте Господнем. Галереи украшены фресками с изображениями Спасителя, Богоматери и ликами святых. С особым благоговением прихожане относятся к образу Спасителя всей Его милосердной силой и могуществом, включая 131 святых угодников Божиих по частицам.
Успенский собор
Строительство началось в 1215 году благодаря князю Константину, старшему сыну Всеволода, Большое Гнездо. Судьба церкви трагична. На протяжении веков она неоднократно сгорала, каждый раз восставая из пепла.
В 1922 году двери были заколочены, а через 15 лет городская администрация решила взорвать святыню. На его месте до восстановления собора (2010 год) стоял парк отдыха.
Современный белокаменный гипотетический собор, увенчанный золотым куполом, сияющим на солнце, снаружи украшен панелями майоли и разноцветной плиткой. Над входом находится восьмиметровая икона Успения Пресвятой Богородицы.
На другой стороне прихода была установлена единственная в России статуя, изображающая Святую Троицу. Скульптурный триптих был создан как напоминание о святынях, разрушенных большевиками в 1995 году.
Интерьер строгий и простой. На фоне белых арок и стен, лишенных росписи, выделяются деревянные слоновые кости, убранные золотом. В 2011 году в церковный ларец были возвращены ценные реликвии: мощи святых Константина и Василия, обнаруженные в подземелье храма в 1501 году. Кроме того, здесь находится чудотворный символ Богоматери, принадлежащий знатному князю.
Храм Владимирской иконы Божией Матери на Божедомке
Один из последних памятников РУСской палатки, к сожалению, был почти заброшен, и только холодные части церкви были сохранены из-за непонятных владельцев. В самом центре города, во дворе Алая Власьевского, раскинувшегося на территории старого кладбища, находится знаменитая Достоментовская церковь 19 века.
Характерна его архитектура и внешняя история. Храм «Дома страданий» (по древним языческим обычаям, место захоронения бездомных, безымянных странников).
С 1771 года (церковь была построена в 1678 году) начал действовать запрет на убогие дома, и захоронения стали проводиться на кладбищах за пределами города. Так церковь Владимирской Божьей Матери Годдомке постепенно оказалась в центре города на улице Свободы.
Архитектурной особенностью церкви является то, что основной куб построен по принципам крестообразного варианта; три шатра выполняли лишь декоративную роль; основной куб построен по принципам крестообразного варианта; основной куб построен по принципам крестообразного варианта; основной куб построен по принципам крестообразного варианта. Храм для бедных не имел богатого внешнего внутреннего убранства.
Церковь Вознесения Господня
История церкви Вознесения Господня началась в 16 веке. Первый дом Дома Божьего был построен в Кондаковой слободе (ныне улица Свободы) Василием Кондаки, богатым купцом греческого происхождения; в результате пожара 1667 года деревянное здание сгорело дотла; через два года на его месте возвели каменный пятиглавый храм.
В 1691 году по соседству был построен Слочский костел; в период с 1745 по 1917 год в облик архитектурного ансамбля было внесено много изменений: появились две часовни и четырехъярусная колокольня; новый костел был построен в том же году; новый костел был построен в том же году; новый костел был построен в том же году. Дизайном обновленного интерьера занимался иконописец В.В. Сарафаников, владеющий технологией склеивания фресок.
Во время большевистского восстания 1918 года фасад был сильно поврежден снарядами, а с колокольни рухнул пудбель. Несмотря на то, что община восстановила приход на собственные средства, колокольня была разрушена, а с купола сняли маковку и барабаны, несмотря на то, что в 1929 году он был закрыт, повредив его внешний вид. Здесь селятся памятники православной культуры, трамваи, библиотеки и клубы.
В 2006 году комплекс был передан РПЦ, после чего началась его масштабная реконфигурация. В историческом виде восстановлены фасад и купол. Столбы, внутренние стены и арки были приведены в порядок и частично покрыты уникальными фресками XIX века. И хотя работы по реконструкции продолжаются и по сей день, древесина церкви регулярно обрабатывается.
Церковь Дмитрия Солунского
Он считается образцом двух типов ярославской архитектуры XVII века. Холодная церковь была построена в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии на месте старой деревянной церкви.
В нем было три предела с именами великих мар-церковников Дмитрия, девяти мар-церковников Кисика, Солунского и Георгия Победоносца. Первоначально он был украшен пятью куполами. Теплый храм во имя Похвалы Богородицы был построен в 1749 году с двухъярусным расписным иконостасом (интерьер храма исчез).
Автором фресок храма считается знаменитый мастер Плеханов. Тема фресок основана на евангельских сценах, использовании заговоренных стигматов из жизни Богородицы.
Главное изображение — фигура восьми пророков, Всевышнего, между окнами. Их избрание, исполнение в полный рост, символизирует вселенское величие Русской Церкви. Хорошо сохранилась элегантная алтарная картина с композицией «Радость о тебе».
Церковь Ильинско-Тихоновская
В самых старых церквях города службы не ведутся, а церковные песнопения не слышны. Только строгий вид здания напоминает о том, что события, ставшие легендарными, происходили здесь давным-давно.
Ярославу было приказано построить здесь церковь в честь пророка Святого Ильи после его победы над свирепым медведем. Каменное здание выросло в 1694 году. Пристроена часовня во имя святителя Тихона Чудотворца. Это отражено в названии церкви. Структура «горячего» здания (включенного в казну) еще не передана церкви.
В честь празднования тысячелетия Ярославля были проведены некоторые реставрационные работы. В настоящее время в одной каменной церкви находится мастерская, которая является музейным складом. Однако храм, построенный в неоклассической форме, с изящной лестницей, высоким одноглавым куполом и аккуратным тутелоджуром (колокольня и ризница), вызывает восхищение, любопытство.
Церковь Иоанна Златоуста
Фундамент пятиглавой церкви из красного кирпича был заложен в 1649 году на месте впадения реки Котросуль в Волгу. Выбор материалов для строительства не был случайным. Большая часть местного населения занималась производством кирпича.
Начиная с четверти века, здание было оснащено высокими окнами и украшено разноцветными изразцами. В начале 20-го века были открыты приходская школа и библиотека. А в 1935 году оборудовали хранилище, где читали молитвы на века.
Храм Златоуста представляет собой квадрат, окруженный с трех сторон аркадными галереями; все три входа выполнены в виде крыльев, похожих на дома; четыре окна и колонны украшены изящными изразцовыми композициями с ботаническими мотивами; главный вход выполнен в виде небольшого здания под открытым небом.
Главной достопримечательностью фасада является огромная платформа окон на центральной стороне алтаря. Керамическое украшение высотой 8 метров, похожее по форме на кокошник, хорошо видно с берега Волги.
Внутри сохранилась пятая слоновая кость, обрамленная цветочным и виноградным орнаментом. В изысканной королевской резьбе на воротах преобладают мотивы подсолнухов. Однако нельзя не восхищаться старинными произведениями христианского искусства.
После того, как в 1992 году храм был перенесен в старообрядческую церковь, он используется исключительно для проведения священных служб старообрядцев. Доступ туристов во внутренние помещения закрыт.
Крестобогородская церковь
Несмотря на то, что эту церковь пытались закрыть, она действовала, и был поднят новый 200-фунтовый колокол (один из самых больших в городе) и построено крыльцо. Сделано.
Появление храма связано с наступлением страшной чумы среднего периода чумы. Люди искали способы спасти свою жизнь, в том числе и божественную помощь. На самой высокой точке на окраине города (Покронаягора) местные священнослужители читали молитвы и просили о помощи. Неприятности отступили.
В честь победы над эпидемией была построена небольшая часовня. Вокруг нее постепенно возникла жизнь примирения, известная как Крест. Рядом с деревянной церковью был построен каменный храм (ок. 1760 г.).
Главная святыня в виде трехметрового креста Ионы в метрополии со святой иконой, старой надписью была перенесена в новый храм, где он сейчас и находится. После реставрации мощи святого помещаются на нижнюю часть креста. С места расположения церкви можно увидеть красивые окрестности, город Ярослав.
Церковь Михаила Архангела
Один из древнейших памятников православной архитектуры, он упоминается в документах XIII века как сооружение, построенное по приказу мудрого князя Константина; в 1657 году каменное здание было заменено деревянным, которое было уничтожено пожаром. Однако и ему была уготовлена печальная участь: через год пожар нанес непоправимый ущерб интерьеру; только через 30 лет святыню удалось восстановить.
Облик здания нельзя отнести к какому-то одному стилю, поскольку строительство велось на средства городских купцов и в соответствии с их пожеланиями. Четырехступенчатый храм, возвышающийся над криптой, покрыт четырьмя всасывающими крышами, что является архитектурным новшеством того времени.
Элегантный вид церкви придают белоснежные пилястры, наличники и крыльцо галереи открытой работы. К северо-западной стене примыкает высокая колокольня с мощным основанием.
Росписи интерьера, выполненные в 1731 году, отличаются красочностью и насыщенностью тонов. Сюжеты фресок просты и частично повторяют традиционные народные изображения. К сожалению, часть фресок была утрачена. Реставрационные работы продолжаются и по сей день. Требы совершаются только в теплой южной часовне.
Церковь Петра и Павла
Двухэтажная каменная церковь была построена на средства богатых владельцев мануфактурного бизнеса И. М. Плаперова. В этой церкви когда-то находились могилы племен. Благодаря заботе прихожан могильная плита была восстановлена, и ежегодно проводится процессия вокруг территории, которую занимали фабриканты.
Сейчас это место называется Петропавловским парком.XVIII В XVIII веке возле церкви было пять интересных прудов с определенным назначением.
Здание церкви повторяет форму знаменитого собора Санкт-Петербурга в стиле барокко. Достопримечательностью церкви считается икона «Воскресение Христово с праздниками» (подарок Петра I) на слоновой кости, серебряный крест с жемчугом, частицы мощей Антония Римского. Новгородский чудотворец. Церковь была украшена колоколами, часами.
Сейчас в храме проводятся молебны и богослужения.
Церковь Рождества Христова
В 1600-х годах символ Казанской Божьей Матери был сохранен и спасен из Рождественского монастыря. Белоснежная древняя церковь похожа на удивительное каменное кружево, застывшее над Волгой. Он был сохранен в своем первоначальном виде.
При строительстве церквей были использованы оригинальные архитектурные решения. Многие элементы были впервые использованы в здании церкви РУС. Например, церковная толпа достигает высоты около 40 м и заканчивается на вершине шатра.
Первоначально в церкви Лингли было восемь колоколов. Некоторые из них были привезены из Нидерландов. Самый большой колокол был отправлен на переплавку в годы советской власти. Историки утверждают, что знаменитые изразцы-мутанты впервые стали использоваться в отделке этой церкви.
Среди них были выложены надписи храма, увековечившие имена Назарьева, митрополии и царей. Вы можете прочитать его сейчас. Мастера работали над ансамблем в порядке двух поколений знаменитых ярославских купцов. Замысловатая структура храма скрыта за очень красивой внешней отделкой.
Посещение церкви включено во многие туристические маршруты. Верующие всегда присутствуют в нем. Интересная история церкви связана с выкупом многих древних икон в 1989 году. Все они были проданы в другие страны. Похищенные иконы были приобретены Владимиром Рощиным (саратовским коллекционером) и возвращены в церковь.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Яковлевском
Согласно Сити Крониклеру, в селе Яковлевском (позднее Яковлевская слобода) в первой половине XVI века уже существовала деревянная церковь; в 1769 году на месте обветшавшего здания была построена каменная, деньги за которую заплатили местные собранные жителями. Храм состоит из двух частей: в 1778 году он был освящен в летний период, а в теплый зимний освящен пятью годами позже.
В архитектурном плане храм в Уайтстоуне напоминает корабль. Сначала, подобно мачте, поднимается колокольня. Он представляет собой единый ансамбль с трапезной и несчастной церковью, украшенной пятью изящными куполами. Над аркой главного входа возвышается голова с золотым крестом. Внутренние стены украшены фресками Н. И. Баженова. Иконостас покрыт позолотой.
Церковь Яковлева Благовещенска, прошедшая через века, сохранилась до наших дней в своем первоначальном виде. Уникальные христианские ценности не были утрачены. Образ «Нерукотворного Бубина», символ Спасителя, — это 700-летний чудотворный крест, созданный с помощью окладов с отголосками, созданных в 16 веке. Служение Богу, не прекращавшееся даже в советское время, регулярно достигается и сегодня.
Церковь Параскевы Пятницы на Туговой горе
Церковь, названная в честь святой марской церковницы Параскевы по пятницам, расположена на тесной горе, где в 1257 году произошла битва Ярослава с татарами. В этой битве погибло много местных жителей, лег на поле боя и Константин Всеволодович.
Там, где был убит знатный князь, построили деревянную часовню, которую в 1692 году заменили одноглавым белокаменным храмом. Здание не отапливалось, но в теплой часовне была оборудована столовая.
В начале XIX века интерьер был украшен росписью и лепниной; в 1836 году, благодаря гражданским средствам, появился однорядный иконостас; к 1891 году в приходе были устроены школа первой помощи, попечительство и богадельня.
В 1936 году с крыши был снят большой купол, колокольня была снесена, а год спустя двери церкви были полностью распахнуты. Возрождение святыни началось только в 1991 году.
Рядом с церковью находится кладбище — одно из самых древних у Ярославов. Здесь покоятся многие выдающиеся граждане. Среди древних надгробий выделяется крест, установленный в честь великих битв и полчищ армии князя Константина. Каждый год в честь этого события организуется шествие.
Церковь Сретения Господня
Впервые он был упомянут в архивной книге в 1636 году. Спустя полвека деревянное строение уже было перестроено в камне; в 19 веке здание подверглось глобальным изменениям. Интерьер был расширен, добавлена столовая и заменен алтарь. В 1931 году Дом Божий едва не постигла печальная участь — строительство собирались взорвать. К счастью, этого не произошло; в 1994 году святыня была передана Русской православной церкви.
Это яркий пример псевдорусской архитектуры. Фасад из красного кирпича отличают вставки из белого камня, резные кокошники и имитация лепной кладки, придающие строгому силуэту здания праздничный вид; примечательна великолепная колокольня с 18 колоколами, которая является символом статуса церкви как «церкви».
Среди прихожан используется икона мартовой прихожанки Радонежской и икона Сергия Радонежского. Помимо ликов святых, приход известен своей замечательной акустикой: в 1918 году священник В. Н. Зиновьев (отец Василий) организовал здесь часовню для пения, которая просуществовала до 1925 года. Традиция православного песнопения сохранилась до наших дней. Полифонические хоры сопровождают все богослужения.
Храм Иконы Божией Матери Знамение
В средние века город был окружен крепостными стенами. Укрепления были оснащены монументальными башнями, две из которых сохранились до наших дней. Одна из них — квадратная Власьевская башня с множеством крепких каменных зубцов, бойниц и кованых окон.
В 1890 году рядом с древним зданием появился существующий сегодня Знаменский храм, представляющий собой единый архитектурный ансамбль с башней.
К концу 19 века внутреннее пространство стало слишком маленьким для прихожан, желающих посещать богослужения; здание было перестроено в 1897 году.
Архитектура нового здания сочетает в себе элементы древнерусской, модерн и византийской архитектуры. На крыше был установлен позолоченный купол, а простой белый фасад был украшен арочными проемами и скульптурным карнизом. На восточной стене была помещена икона Знамения Богородицы.
Современный интерьер отличается строгостью линий и отсутствием ярких цветов. Внутри находится небольшой алтарь и скромный иконостас. В главном зале находится иконография «Знамение» Божией Матери. В 2015 году коллекция мощей была пополнена частицами из Гроба Господня и мощей Таганрогского столба.
Церковь Троицы Живоначальной в Норском
Он расположен в поселке Норский, на высоком плато, где небольшая река Нора впадает в Волгу. Согласно легенде, во время монголо-татарского нашествия на Луси здесь стоял деревянный приход, названный в честь Николая Чудотворца. Нынешнее белокаменное здание в честь животворящей Троицы было построено в 1749 году. Деньги на его строительство собирали со всего мира.
Спустя 95 лет одноэтажное здание было значительно расширено. Внутри был установлен пятиярусный иконостас с позолоченной глухой резьбой, а стены были частично расписаны греческими буквами. С западной стороны была построена восьмигранная коническая колокольня высотой 25 метров, увенчанная небольшим куполом и крестом.
В 1930-х годах Троицкая церковь была закрыта и обезглавлена, а внутренние здания использовались для нужд фабрики. Возрождение началось в 1995 году. Святыне вернули пять утраченных куполов с крестами, восстановили первоначальный вид паркетной колокольни и отлили новый колокол.
К сожалению, большинство настенных росписей было утрачено, и только некоторые фрески на квадратном круглом потолке были восстановлены. Жизнь прихода продолжается. Проводятся священные службы, таинства, работает воскресная школа.
Церковь Ярославской иконы Божией Матери
В России много культовых сооружений, построенных в честь великих святых образов. Один из них — храм иконы Божией Матери Ярославны. Точное время и место ее происхождения неизвестно, но это не мешает оценить большое мастерство иконописцев и высокую духовность изображенных на ней ликов.
Есть свидетельства, что русские князья Константин и Василий привезли храм в северный город в 13 веке, а с 1501 года их мощи покоятся в Успенском соборе города. С оригинальных реликвий было сделано несколько копий (списков), которые сегодня находятся в четырех российских музеях.
Храм малой формы в честь Святого лика Божией Матери и Младенца Христа был заложен в 2011 году в торжественной обстановке напротив микрорайона Сокол. Состоялось посвящение вмонтированного креста и камня, а в основание была вложена памятная капсула. Архитектура нового святилища отличается простотой и строгостью форм и линий.
Внутреннее убранство тронуто сдержанным дизайном: три покатые крыши украшены золотыми куполами из Волгодонска; 30 ноября 2011 года новая церковь митрополита Пантелеймона была освящена
Мастерицы с семью колоколами расположены рядом с боковым фасадом главного здания. Они были отлиты на заводе Шубарова в Тутаеве. Их максимальный вес превышает 100 кг. Люди в городе живут рядом, звонят колокола, а в микрорайонах наливают по праздникам.
Многие счастливы в таких районах, ощущают мир и спокойствие и с удовольствием посещают различные службы. Сегодня ведутся работы по созданию целого комплекса религиозных зданий, включающего еще один храм, приходскую школу и детский сад.
Церковь Николая Чудотворца Надеинская
Золотой век» знаменитого храма Ярослава, родоначальника ярославской православной святыни, начался в 1621-22 годах. Инициатором и спонсором строительства Никольской церкви был богатейший человек России, купец Епифан Светошников, прозванный в народе Надеждой.
Причиной строительства культового учреждения стало участие Ярослава в освобождении Москвы от поляков. Существуют поверья относительно его названия. Возможно, во времена строительства святилища на берегах легендарной Волги Николая Чудотворца приплыли. Признав это божественным промыслом, Светошников дал церкви имя ее святого покровителя.
Сегодня древний памятник церковной архитектуры считается прототипом большинства храмовых зданий в городе. Его архитектура основана на четырех столпах, четыре из которых широкие. К восточной стене пристроена полукруглая апсида (выступ). С южной и северной сторон были построены хижины (церковные помещения).
В северо-западном углу здания раздался звон палаточного колокола. Во второй половине строительной архитектуры были внесены изменения. В некоторых деталях здание церкви напоминает Преображенский собор (город Мулом).
Внутренние стены Николая Надеина украшены картинами артели мастеров, возглавляемой костромским художником Беловодом Агеевым. Сегодня эти фрески являются единственным образцом насыщенной росписи первой половины XVII века среди ярославских храмов. Уникальным считается и дизайн центрального иконостаса, который не имеет сходства с прикладным искусством Ярослава.
Иконостас знаменит еще и тем, что не менее знаменитый основатель Национального театра Федор Волков в 1751 году не участвовал в это время в создании барочного творения. В качестве музея.
Софийская церковь в Савине
На Тверицкой набережной находится небольшое симпатичное строение с остроконечным куполом и высокой колокольней, привлекающее внимание туристов. Здание храма появилось здесь в 1766 году, когда этот участок набережной еще не был частью города.
На собранные пожертвования жители деревни Сабино построили каменный храм в честь Святой Софии на месте старой деревянной церкви. Были организованы различные религиозные церемонии и службы. В советский период церковный участок был приспособлен под магазин, а колокольня разрушена.
Савино вошел в город в 1957 году, а в 1990 году объекты были возвращены верующим. Много усилий было приложено для восстановления храмового имущества, чтобы святилище могло действовать. Первая служба состоялась 12 июля 2002 года, в день святых Петра и Павла. Первоначальный вид вернулся к зданию в 2010 году, когда была возведена колокольня и установлена ограда. Сегодня белоснежные стены, шатровая колокольня, зеленый купол и крыша украшены видами Волги.
Посетители оставляют положительные отзывы и приезжают сюда в любое время года. Здесь царит «особая аура спокойствия и благодати», и я не хочу уезжать. В местном настоятеле Василии Шиканове есть мудрость, отзывчивость и доброта. Мне нравится хоровое пение в приходе, где царит уютная обстановка. Люди здесь просвещенные, просвещенные верой и надеждой на хорошее будущее.
Церковь Иоакима и Анны
Всех, кто едет в прошлое вместе. На окраине Ярослава Луканский не может не заметить здание храма. Он возвышается на холме между второй дорогой Москва — Кострома и очаровывает своей аутентичностью. Церковь, ставшая памятником религиозной ярославской архитектуры, была построена в конце 18 века.
Архитектура объекта представляет собой типичный образец пятиглавых храмов того периода. Гордо возвышаются колокольни с золотыми куполами, пятиглавые купола с высокими шпилями, устремленными в небо. Создается впечатление воздушности всей конструкции.
По сути, это трехчастное здание мини-комплекса, включающее основное здание, колокольню и делепторий. Восточный и западный фасады значительно подчеркнуты, что увеличивает объем центрального зала и делает его более просторным. Здание украшено традиционным орнаментом в виде остроконечных кокошников. На фасаде сооружена прямоугольная ниша, которая служит киотом. Над ними возвышаются карнизы, образованные рядами кирпичей, поочередно «свисающих» друг с друга.
В советский период на территории церкви в непосредственной близости находились технические объекты, электрическая подстанция и завод резино-технических изделий (РТИ). В этом отношении здания храма претерпели изменения: после перестройки в 1997 году они были переданы местному приходу, и зданиям фактически был возвращен их первоначальный вид.
Прихожане отметили, что «Божья благодать» царила во время религиозного сектора: крестов, венчаний и т.д. Прихожане отмечают искренность и добросовестность настоятеля храма.
Церковь Зосимы и Савватея
Проезжая по Октябрьскому мосту в Волге, издалека видна высокая красавица. Она принадлежит Зосиме и Саввете (святым Крайнего Севера) и была воссоздана из небытия в 2011 году. Первое святилище было построено здесь в 1693 году на средства купца Ивана Кемина.
На противоположном берегу была построена еще одна церковь — Вознесенско-Возниженская, так была реализована идея Кемина — создание уникального маяка, окутывающего Божественное милосердие и тропу по мосту через Волгу.
Через Зосимо-Саватеевский храм проходила дорога из Ярослава в Кострому, Волду и другие северные города. Путешественники действительно посещали и молились в святых монастырях. Среди них были царь Николай I и М.Ю.Лермонтов, в печально известный период гонений на духовенство Зосимы и Савватия, когда они были полностью уничтожены.
Благородные руины, посвященные Соловецким чудотворцам, были переданы епархии в 1998 году. Первая служба в честь Рождества Христова состоялась 7 января 2011 года, а 24 апреля того же года в восстановленном храме-монастыре прошла первая служба в честь Рождества Христова. Служба прошла при большом стечении народа.
Необыкновенная красота здания храма никого не оставляет равнодушным, несмотря на его простую архитектуру. Заснеженная колокольня радует силуэтом даже ночью. Внутри невозможно не отметить прекрасные иконы, написанные талантливыми художниками.
Сегодня Зосима и Саввате приобрели статус приморских храмовых учреждений регионального значения. На его территории было решено создать мемориал погибшим морякам «Ярослава»; память об адмирале Ушакове здесь увековечена иконой в человеческий рост. Инициатором такого решения стало ярославское движение поддержки русского флота.
Церковь Леонтия Ростовского
В городе есть религиозные объекты, история которых отражает путь развития общественно-политических событий страны, а также ее легитимность с 17 века по настоящее время. Каменная церковь в западной части города — культурно-исторический и архитектурный памятник xviii-xviii века, названный в честь святого марского культиста Леонти. Святилище, пережившее сегодня множество изменений, находится на территории Леонтьевского кладбища, построенного в 1635 году в честь святого Леонтия Ростовского. Ростов был увековечен в 1164 году, когда были обнаружены его мощи.
Выдающийся русский архипастырь стал первым православным епископом, обучавшимся в Киево-Печерской лавре. О его жизни, силе духа и святости слагают легенды.
В одном из них рассказывается о том, как разъяренная языческая толпа пыталась убить святого Леонтия. Но их непоколебимая вера и благодатные слова святого, который пришел к ним с крестом в руках, произвели сильное впечатление на толпу. Они не осмеливались совершать преступления, а некоторые из них даже приняли христианство. Однако марское духовенство одолело Леонти в 1073 году от рук отъявленных язычников, исполнивших знамения волхвов.
Сегодня Леонтьевский храм восхищает горожан и туристов удивительной красотой своего голубого купола, шпиля, белоснежных стен, окруженных елями и белым чином. Внутри художественные фрески восхищают мастеров 18-19 веков. На стенах церкви находятся мощи митрополита Ярославского и Ростовского Агафангела.
Здесь почитают иконы Матроны Московской и Амвросия Опчинского. В приходе выходного дня действуют две приходские школы: детская и взрослая. Имеется обширная библиотека с разнообразной литературой.
Происходит молитва, исповедь, освящение учреждений и прощание, отмечается праздник святых. Священнослужители посещают госпиталь для ветеранов, онкологическую больницу и проводят индивидуальную работу с прихожанами.
Церковь Гурия, Самона и Авива
Туристы, посещающие святой источник Ильи Муромца в Карачалово, обычно останавливаются в маленькой симпатичной церкви. Мимо нее невозможно пройти — настолько очаровательна внешность возлюбленной. Уникальная святыня посвящена немногочисленной и известной широкой публике личности ортодоксального культа Гуру, Самона и Авива. Схваченный римским царем Антонием Гурием и правителем Самона, который, несмотря на ужасные пытки, не отрекся от своей веры в Иисуса Христа, был казнен.
Третий Сан-Авив, служивший управителем в том же городе, где жили Грис и Самон, пострадал за свою христианскую веру. Авив активно исповедовал христианство, читал проповеди и входил в дома горожан. Местный мэр написал королю Лицинию письмо с осуждением его действий и получил разрешение казнить управителя. По мнению самого короля, христиане не предали свои убеждения и приняли мучительную смерть, сгорая в кризисе.
Интересна история возникновения религиозных сооружений в этом месте. Во имя спасения своей семьи во время эпидемии холеры Григорий Назарьев, муломский купец, пообещал построить храм. Семья выжила, и купец выполнил свое обещание, вложив деньги в строительство святилища (1650 г).
Рядом с симпатичным зданием церкви находилось небольшое кладбище, где, согласно легенде, были похоронены те, кто умер во время эпидемии. Он все еще действует. Члены церкви проводят здесь службы для укрепления семьи и похорон. Передняя стена здания и колокольня украшены поливной плиткой, что придает сооружению особый шарм.