Вилла «Адриенна» в Тиволи.
Прекрасная Италия, романтичная, звонкая, страстная и добрая, издавна привлекает людей со всего мира. Сюда приезжали великие художники, певцы и композиторы, вдохновленные красотой природы и желающие перенять мастерство своих генно-талантливых коллег. Колыбель великих римских императоров, колыбель знаменитых картин, песен и кино сохранила уникальные памятники прошлого. Одной из таких культурно-исторических достопримечательностей является вилла Адриана в Тиволи, уникальный архитектурно-ландшафтный шедевр II в. н.э., включенный в число объектов Всемирного наследия.
История строительства
Даже оставшаяся пятая часть здания позволяет судить о масштабах строительства резиденции для самых прогрессивных людей римского императора Адриана. Он любил путешествовать, и его сопровождал художник, который делал для императора зарисовки его любимых сооружений. В результате у него возникла идея увековечить свое имя необычным архитектурным комплексом — так на территории в 300 га появилась вилла Адриана.
Спокойное месторасположение Тиволи было выбрано на склонах Тибертинских гор (30 км от Рима). Император сам разработал планы и детали будущей резиденции. Потребовалось 20 лет, чтобы представить проект (117-138 г) почти до самой смерти Адриана.
Архитектура
Различные здания были построены из известняка, добываемого в Тибуртинских горах. На больших территориях были разбиты роскошные сады, построены расписные пруды, храмы, театры, академии, музеи, офисные помещения, условия. Многие художественные элементы украшали внешние и внутренние здания. На ипподроме проводились соревнования по жилью для лошадей. Весь комплекс был окружен высокими крепостными стенами, мощь которых ощущается и сегодня: на площади 1 кв. км построено 30 объектов, представляющих Грецию, Египет и Азию, по впечатлениям Адриана.
Смешение архитектурных стилей и направлений стало настоящим архитектурным шедевром для всего мира. Из Греции были доставлены античные статуи известных мастеров, некоторые из которых сохранились до наших дней. Территория резиденции была разделена на несколько зон. Это личное пространство императора (большой перистиль), домашнее хозяйство дома, объектив, помещения для гостей, офисы и административное здание. Расположение склона позволило построить множество фонтанов и бассейнов, используя естественный уклон для забора воды.
Что посмотреть
Сегодня от былого великолепия «римского Версаля» осталась лишь пятая часть. Безжалостные часы, многовековые раскопки разорвали архитектурные и ландшафтные шедевры. На протяжении веков он пришел в полное забвение и превратился в безмолвные руины: в 1400 году (эпоха Возрождения) сюда нанес визит Папа Пий II, который увидел в его лике логово змеи. Затем начались раскопки и последующие исследования. Уникальные находки сейчас хранятся в различных музеях мира.
Но и сегодня есть на что посмотреть, чтобы почувствовать грандиозный масштаб и художественную ценность этих некогда прекрасных объектов. Посещение тематического музея — дело чести для каждого туриста. Вы можете полюбоваться водоемами, колоннами, сложными архитектурными деталями, древними храмами, библиотеками и прогуляться по руинам бань. Поднявшись на панорамную террасу, можно увидеть удивительный пейзаж: Пикикиле, Ченто Камерелла, большие и малые термы, Претория, Морской театр и другие разрушенные объекты поразят ваше воображение.
Пойкиле
Одно из самых эффектных сооружений на вилле воспроизводит знаменитый афинский памятник Пикиле. Это прямоугольный перистиль с круглыми углами (длина 232 м, ширина 97 м, окружен стенами и колоннадами), с сохранившимися фрагментами стены высотой 9 м из сетчатой кирпичной кладки. В центре находился прямоугольный бассейн (сейчас очищенный и наполненный водой).
Вокруг бассейна, вероятно, располагался ипподром. В комплексе Пойкиль находились «100 комнат» — помещения для рабов, обслуживающих виллу. Они были красиво оформлены, мозаичные полы украшены геометрическими узорами. На северо-восточном угле Пойкилеса был построен Зал философов (стоический храм), в который вели четыре боковых входа; в центральной стене были вырезаны семь ниш, предназначенных для статуй семи древних мудрецов; зал философов (стоический храм) был построен на северо-востоке, с центральным входом в центре.
Приближаясь к Залу философов, к нему примыкало здание круглой формы — морской театр, построенный на 117, о чем свидетельствовали клейма кирпичей. Рядом был основан овальный перистиль с ионическими мраморными колоннами, внутри которого был вырыт из мрамора канал шириной 5 метров. В середине канала находился остров овальной формы, где мост вел к оси. Адриан любил отдыхать здесь и проводил время за чтением свитков.
Малые термы
Раскопки, проведенные в двадцатом десятилетии 20-го века, позволили обнаружить несколько зданий, сочетающих в себе стиль и архитектуру комплекса. Они вели в подземный ход, идущий от чертового верблюда (100 комнат для рабов). Археологи пришли к выводу, что это были римские термины. Исчерпывающие исследования показали, что условно они были обозначены как малые и большие сроки, разграниченные судом.
Меньшие термины предназначались для купания женщин. В арочных помещениях, украшенных колоннами, сохранились остатки двух типов отопительных систем. Сухой горячий воздух и влажный пар. Похоже, что это стены, на которых были установлены ванны с водой различной температуры. В некоторых местах сохранились фрагменты плиточного пола.
Вдоль стены купальни располагалось каменное сиденье, на котором после парной лежали купальные костюмы. Сегодня сохранились фрагменты таких домиков. Остатки перегородок указывают на наличие помещений для различных процедур, таких как массаж, салфетки и маски.