Ворота Нарвского рва, Санкт-Петербург.
Одним из грандиозных архитектурных памятников Российской Федерации являются Нарвские ворота Победы в Санкт-Петербурге. Возведенный в честь великой победы русской армии над наполеоновскими войсками, памятник поражает своим величием, простотой, красотой и благородством.
История строительства
Весной 1814 года стало известно о победоносном возвращении русских героев из заграничных походов. Все жители с энтузиазмом начали готовиться к торжественной встрече; на экстренном заседании Сената, созванном по инициативе генерала Вязмитинова, было решено построить победную арку на дороге гвардейского полка.
Деревянные Триумфальные ворота
Поскольку времени на создание монументального сооружения из камня и других прочных материалов было мало, из алебастра и дерева было сделано временное сооружение. Авторами проекта были архитекторы из Кваренги. В связи с труднопроходимостью войск арка была построена на базе Нарвского предмостного поста на окраине города недалеко от обводного канала (отсюда и название памятника). Строительство заняло более 30 дней.
Венчал сооружение скульптурный ансамбль — прославленная древнегреческая богиня на колеснице, запряженной шестеркой лошадей. Была завершена композиция скульптора И. Теребенева. На стенах золотой краской нанесены надписи. Здесь указаны названия полков, участвовавших в битве, и слова благодарности от русского народа. В нижней части сооружения установлены статуи великих римских деятелей.
По обеим сторонам колоннады строители соорудили трибуну для собраний и амфитеатр для военного оркестра. Александр I, его семья и влиятельные гости должны были разместиться в специально построенных крытых галереях. Как простой народ, так и жители высокогорья приветствовали победоносные полки Семеновского, Преображенского, Егеря и других. В этом году победа была отдана городу российскими войсками с июля по октябрь.
После торжеств территория вокруг памятника стала популярным местом и местной достопримечательностью — горожане встречались здесь по праздникам и выходным. Однако материалы, из которых была построена арка, были недолговечны (древесина и алебастр), и через 10 лет конструкция постепенно начала разрушаться. Власти Санкт-Петербурга подняли вопрос о сносе сооружения, но большинство участников боевой кампании 1812 года выступили за его реконструкцию. Поскольку в то время на троне находился император Николай I, он приказал построить новое каменное сооружение.
Строительство каменных ворот и обшивка медными листами
По проекту В. П. Стасова в память об участниках Отечественной войны в 1827 — 1834 годах была построена арка, посвященная им. Автор скульптор С.С. Пименов П.К., Клодт, В.И. Демут-Малиновский.В отличие от первого здания, которое было построено из дерева, при строительстве нового использовался прочный кирпич, но архитектура сооружения в основном осталась неизменной. Детали, украшающие фасад, были созданы из листов меди. Кроме того, здесь были установлены фигуры древнерусских витязей. Строение имеет много отличий от объектов, построенных в то время. Это отсутствие многих деталей, строгость структуры.
Этапы реставрации
Медные листы, использованные при строительстве, через несколько лет начали покрываться коррозией, и немаловажную роль в этом сыграл влажный климат северной столицы. В конце 70-х годов под руководством архитектора М. И. Рылло началась первая реставрация. После завершения работ на этом месте находился архив городской Думы, но сгорел во время Февральской революции — впечатлительные солдаты и рабочие подожгли памятник. Кроме того, были повреждены бронзовые украшения.
В 1925 году они начали давно назревший ремонт арки, а Вторая мировая война не дала конца реставрационным работам. Во время военных действий рядом проходила линия фронта, и строение было сильно повреждено во время воздушных налетов. И снова советские солдаты, победив в кровопролитной войне, прошли ее с победой; согласно проекту И. Бенуа, послевоенное восстановление продолжилось в 1949 году. Работы заняли почти три года, в результате чего были заменены крыша, винтовая лестница и пол. Восстанавливаются декоративные элементы и поврежденные части памятника.
Во время ремонта в 1978-1980 годах они оборудовали платформу вокруг памятника, заменив устаревшие инженерные коммуникации. Они оборудовали подземный переход — теперь до арки можно добраться удобно и безопасно. Крыша была отремонтирована, медные листы очищены и некоторые из них заменены на новые, как и декоративные детали. Нижняя часть колонн, внутренняя винтовая лестница были отреставрированы, восстановлены оригинальные цвета. Возможно, дело было не только в том, чтобы привести в порядок лицо богини славы, пострадавшее от вибраций городского транспорта.
Скульптурные композиции
Композицию скульптуры контролирует древнегреческая богиня Ника, коронованная аркой из шести коней (скульптор П. Клодт). В руках у нее символ славы и мира — пальмовая ветвь и лавровый венок (скульптор С. Пименов). В нише пилона размещена картина Пименова и фигура древнерусского воина Демата Марьи. Эскизы одежды, оружия и доспехов героя выполнены скульпторами с подлинных образцов, хранящихся в оружейной комнате Кремля.
Токарев и Крылов играли гениальные фигуры в колоннах. Скульптор Леппе создал славные вееры BAS, летящие по бокам арки. На колонне можно увидеть надпись, посвященную русской гвардии. Медные пластины вскоре покрылись коррозией, поэтому позже их стали делать из железа, хотя и этот материал вскоре покрылся ржавчиной.
Внешний вид
Победа построена в простом, строгом стиле, по образцу древнеримских дворцов. Это великолепное сооружение высотой 30 м и шириной 28 м, с внутренней аркой размером 8 м х 15 м. Оно было построено в стиле римского дворца. Со всех сторон строение окружено 12 колоннами, украшенными коринфскими капителями (капители — венчающая часть колонн) диаметром 1 м. Декор выполнен из старых античных образцов в виде канелюр (вертикальных желобков в колоннах).
На стене создатели поместили благодарственную надпись от всего населения России, но аттический текст гласит: «Победоносная российская императорская гвардия»; также увековечены названия гвардейских полков, участвовавших во вражде 1812 года, в том числе уланского, казачьего, гассарского и драгунского. На западе золотыми буквами написаны названия кавалерии, а пехотные части перечислены с востока. Другая надпись напоминает о сражениях, в которых участвовали наши войска, включая такие населенные пункты, как Бородино, Лейпциг и Париж.
Площадь
Архитектор Стасов также спроектировал территорию, на которой расположен памятник Героям. Автор настаивал на больших открытых пространствах, так как строения лучше видны со значительного расстояния. Кроме того, чтобы подчеркнуть доминирующее положение Нарвагата, они были размещены на небольшом возвышении. Этот эффект был достигнут создателями макета и увенчался полным успехом: в 1834 году в здании размещались солдаты, несущие караульную службу.
Большое количество домов-дунимов на этом месте со временем было снесено, и начали строиться жилые дома и фабрики; в конце 19 века здесь была действующая предмостная база. Стоковая площадь — это название было получено после Октябрьской революции, так как здесь часто проходили забастовки рабочих; в 1924 году было принято решение о перепланировке площади, автором этого проекта стал архитектор Л. Ильин. На реке Таракановка, проходящей через этот район, старые постройки были убраны. Вместо этого они оборудовали просторную и красивую территорию, существующую в наше время.
В 1927 году здесь был открыт Московский Нарвский дворец культуры, получивший впоследствии имя советского писателя М. Горького; в 1928-1931 годах начал работать завод «Кухня» и впечатляющий по размерам Кировский универмаг; в 1930-е гг. В 1930-х годах был создан комплекс жилых домов; в 1955 году в стиле сталинской классики была построена железнодорожная станция «Нарвская»; в 1956 году было завершено строительство общежития Ленинградского института водного транспорта; в 1979-1980 годах под зданием был построен подземный переход; в 1999 году здание было закрыто из-за Второй мировой войны. В 1999 году на площади был установлен мемориал маршалам Второй мировой войны.
Торговый центр «Галерея 1814» принял первых покупателей весной 2005 года. Здание оснащено современной автоматической системой управления, объединяющей освещение, отопление, пожарную сигнализацию, вентиляцию и водоснабжение.
Музей
В 1987 году в Тримфальной арке был открыт музей. Он расположен на верхнем этаже сооружения, и найти его можно по двум узким винтовым лестницам. На выставке представлены фотографии разных лет, рассказывающие о трагических событиях Второй мировой войны и атрибутах Освободительного похода 1812-1814 годов. Здесь проходит тематическая выставка, объединенная только одной темой — «Петербург в годы войны». На выставке также представлены скульптуры, предметы прикладного и изобразительного искусства.
В музее постоянно проходят выставки художника Андрея Ромашкова «Время времени». Автор посвятил свою работу различным событиям, происходившим в первой четверти 20-го века, в основном во время Первой мировой войны. Всего в экспозиции представлено около 15 картин. Здесь посетителям предлагают приобрести брошюры об истории строительства учреждения, а также о героическом подвиге русских солдат. Касса музея расположена под входом.
- Стоимость билетов составляет 100 рублей, в привилегированной категории — 60 рублей.
- Музей открыт с 11:00 до 17:00.
- Нерабочие дни: по понедельникам, вторникам и последней пятнице месяца.
Где находятся и как добраться
Памятник расположен в Санкт-Петербурге на пересечении Сташусского процесса, Старо-Петергофского проспекта, Нарвского проспекта и Перекопской улицы. Удобнее доехать на метро до станции «Нарвская».
- Трамвай № 16
- Троллейбус № 20
- Автобусы: маршруты № 1м, 2, 6. 35, 66, 73
- Такси: к1, к2, к6к, 47, к177, к195, к306.
Это монументальное, величественное сооружение, посвященное военному подвигу русских солдат, не так хорошо известно и посещаемо, как другие достопримечательности Санкт-Петербурга. Однако вам обязательно стоит посетить это знаковое для всех россиян место, поскольку оно интересно и уникально с точки зрения истории и культуры не только города, но и всей огромной страны.