Зимний дворец в Санкт-Петербурге — история, фото, описание, цены на билеты 2023, как добраться, карты

Зимний дворец в Санкт-Петербурге.

Почти 200 лет главной резиденцией русских царей был Зимний дворец в Санкт-Петербурге, с 20-х гг. 20 века здание используется для размещения музейных экспозиций. Это самая популярная достопримечательность города. Архитектурный ансамбль Зимнего дворца представляет собой единую пространственную композицию с Дворцовой площадью и другими объектами на набережной.

История строительства

Идея создания особого здания, которое служило бы королевской резиденцией, возникла в первые несколько лет после постройки северной столицы. Строительство Зимнего дворца велось в несколько этапов с 1711 по 1764 год. Современный облик в стиле русского барокко дворец приобрел по проекту Б. Стрелли; до 1904 года в помещениях зимой жила императорская семья и проходили дворцовые службы.

Николай II приказал перевезти эту резиденцию в Царское Село. Во время Первой мировой войны дворец был переоборудован под нужды госпиталя. Больница находилась под покровительством царевича Алексея; после Февральской революции 1917 года комплекс стал основным местом пребывания Временного правительства. Советское правительство переместило Зимний дворец в Музей революции, а затем в Государственный Эрмитаж.

Свадебные палаты Петра Великого

Двухэтажное деревянное здание было построено в 1708 году по приказу Петра I на территории между Миллионной улицей и Невой. Здание напоминало голландскую архитектуру своей черепичной крышей и высоким крыльцом. В качестве подарка к свадьбе царя и Екатерины Алексеевны Александр Меншиков ввел S O-Called Wedding Wards. Они были построены из камня в 1712 году на месте прежней резиденции.

Зимний дворец Петра I

Архитекторы Матаренкова взялись за строительство новых зданий по приказу Петра I. Место было выбрано на излучине Зимней канавы и Невы. Работа продолжалась в течение четырех лет (1716-20). Дворец был приспособлен для комфортного проживания королевской семьи в зимнее время года, что и послужило причиной его названия. Именно в квартирах Зимнего дворца в 1725 году умер Петр I.

Зимний дворец Анны Иоанновны

30-е гг. XVIII в. Лустрелли планировал реконструкцию резиденции в соответствии с пожеланиями царя Анны Ионовны. Площадь строительной площадки была увеличена. Новое строение имело сразу несколько фасадов, обращенных в разные стороны.

  • В штаб военно-морского флота
  • На Дворцовую площадь.
  • В Неве.

Строительство дома было завершено в 1735 году. Новый дворец отличался своими размерами. Имел:.

  • 70 церемониальных залов
  • 100 спален
  • Офисные помещения дворца
  • Помещения для охраны
  • Галерея.
  • Capella
  • Театр
  • Лестница

К основному зданию примыкали офисные помещения, конюшни и другие служебные пристройки. При Елизавете Петровне расширение Зимнего дворца продолжилось. Архитекторы настояли на выборе другого места для строительства. Императрица не хотела переезжать на другое место, поэтому она решила построить легион заново.

Четвёртый (временный) Зимний дворец

1754 — 55 Временный дворец был построен по проекту Растрелли. Он был построен на пересечении набережных Мойки и Невского проезда. Комплекс просуществовал семь лет до 1762 года, и параллельно в этот период было построено главное здание современного Зимнего дворца.

Пятый (существующий) Зимний дворец

Строительство нынешнего Зимнего дворца началось при Елизавете Петровне и закончилось после воцарения Екатерины II. Они включали в себя создание архитектурного ансамбля:.

  • Б. Растрелли.
  • Ю.Фельтен.
  • J. Wallen-Ped.
  • А. Ринальди.
  • И. И. Бецкая.

Все внутренние помещения дворца составляли 60 000 кв. м. Кроме того, это было самое высокое здание в Санкт-Петербурге. Екатерина II распорядилась оборудовать часть помещения для размещения коллекции картин, в том числе 317 картин европейских художников. Для них были выделены отдаленные квартиры, которые стали называть «местами уединения» (по данным Федеральной налоговой службы). Отделкой квартир занимались Д. Кваренгс и И. Стариков.

Первая половина 19 века. В нем был оборудован новый зал:.

  • Апполонов.
  • Георгиевский.
  • Армейский маршал.
  • Петровский
  • Трава.

Кроме того, две галереи украшены мрамором и военным декором.

Пожар

Во время трехдневного буйства в декабре 1837 года внутреннее убранство дворца было почти полностью разрушено. Кроме того, мебель, инструменты и картины были сильно повреждены.

Работы по реставрации здания были поручены В. П. Стасову. Под его руководством конструкция была усилена и перекрыта новой крышей, воссоздав дизайн квартир. Реконструкция продолжалась два года.

Архитектурные особенности

Дворец состоит из четырех зданий, окружающих дворцовую площадь по периметру. Фасады зданий обращены в сторону военно-морского штаба и к набережной Невы. Арка в главном проходе ведет на внутреннюю платформу.

Поверхности стен здания украшены различными архитектурными элементами, которые придают строению величественный и строгий вид.

  • Лиза Райт
  • Колонки
  • Платиновые группы
  • Скульптура
  • Лепнина
  • Вазы

Обилие деталей подчеркивает ансамбли, относящиеся к стилю барокко.

Размеры Зимнего дворца

Бывшие императорские жилища отличаются монументальностью и большими размерами. Длина стены:.

  • Вдоль набережной — 210 м.
  • От штаба ВМС — 175 м.

Высота трехэтажного здания в 19 веке составляет 23,4 м. Строительство города Санкт-Петербурга было запрещено за пределами Зимнего дворца.

  • 1084 номера.
  • 117 Лестницы
  • 1476 Окна

Исторические события

Новый Зимний дворец был освящен и начал использоваться по назначению с апреля 1762 года. Петербургская резиденция царя неоднократно становилась местом проведения важных исторических событий в жизни страны.

  • Попытки Александра II народовольца С. Халтурина (1880)
  • Проведение мирных демонстраций (1905)
  • Преобразование Временного правительства в его штаб (февраль-октябрь 1917 года)
  • Бомбардировка и штурм дворца, ознаменовавшие начало Октябрьской революции (1917)
  • Преобразование во Дворец искусств (1918-19)
  • Презентация коллекции Эрмитажа Государственным музеем
  • Помещения Музея революции (1920)

Основная квартира находилась на первом этаже резиденции.

  • Большой тронный зал
  • Театр
  • Посольская лестница
  • Храм чудесного спасения

Второй этаж состоял из небольшого зала Анфиладо и личных комнат императорской фамилии.

Иорданская галерея

Галерея служила переходом от парадной лестницы к главному вестибюлю. Первоначально называвшийся главным, он был переименован в Иордан. Название связано с традицией совершать крестный ход к фестивальной яме («Иордану») праздника Крещения Господня.

Иорданская лестница

Деревянная лестница в северо-восточной части комплекса зданий была предназначена для прохода иностранных делегаций и дипломатических миссий. Таким образом, она дала им название «послы» в 19 веке. На нем они заплыли в ледяную Иордань Невы и получили название Иордань.

Лестница приобрела свой современный вид после реставрационных работ, проведенных в середине 19 века.

  • Мраморные колонны заменены на гранитные.
  • Фальшивая решетка с позолотой была заменена перилами из мрамора
  • Вдоль стен были установлены ВСЕ тематические фигуры — Мудрость, Справедливость, Величие, Изобилие, Преданность, Правосудие, Нация, Меркурий, Муза.
  • Военные аксессуары размещены в неправильных оконных нишах

Потолок над лестницей изображен в виде сводчатого потолка. Его центральное место занимают фигуры древних богов. Картина «Олимп» принадлежит кисти G. scitani.

Фельдмаршальский зал

Серия парадных квартир Зимнего дворца начинается с Фельдмаршальского зала, созданного в 30-е годы по проекту О. Монфрана XVIII века. Стены украшали портреты выдающихся русских полководцев. Его титул был фельдмаршал.

  • Суворов-Рымникский.
  • Голенищев-Кутузов-Смоленск
  • Румянцев-Задунайский
  • Потемкин-Таврический.
  • Паскевич-Ериванский
  • Дивич-Забаркан.

Последняя ниша оставалась пустой. У двери в небольшой тронный зал размещены два огромных полотна с изображениями победоносных сражений.

  • ‘Капитуляция венгерской армии России генералом Герги при Вирагоше’.
  • ‘Взятие предместий Варшавы русской армией’.

Военная тематика зала подчеркивается декоративными элементами в виде лавровых венков и военных трофеев.

В экспозиции музея представлены лучшие образцы фарфоровой посуды императорского завода и скульптурные гравюры, выполненные европейскими и российскими мастерами.

Петровский (Малый тронный) зал

Для приема гостей был оборудован зал, посвященный Петру I. В оформлении стен использовались изображения символов власти монарха.

  • Корона.
  • 2 Голова орла.
  • 2 Вензель от сочетания буквы «П».

Центральное место в зале занимает трон, изготовленный из золота и серебра лондонским ювелиром К. Клауссеном. В нише за ним висит фотография Дж. Амигони «Петр I с богиней мудрости Минервой».

Стены зала покрыты бархатными панелями, расшитыми серебряной нитью. Батальные полотна (авторы П. Скотти и Б. Медичи) дополняют внутреннее убранство помещений.

  • ‘Битва при Портаве’.
  • Битва за Лесной.

Харвест-Холл.

Один из самых важных участков территории императорской резиденции (1000 кв. м) менялся несколько раз.

  • Белая галерея.
  • Зал скорби
  • Харвест-Холл.

Первым проектировщиком квартир был Ю.Фельтен. После пожара под руководством Стасова были проведены реставрационные работы. Зал предназначался для торжественных придворных церемоний, включая балы, приемы и маскарады.

Его дизайн должен был символизировать величие и мощь Российской империи. На дверях установлены скульптуры воинов в старой русской военной форме. Они держат на древке знамя с гербом Российского государства. Изображения эмблемы также запечатлены в люстре.

Колонны, удерживающие балконы, поднимаются по периметру стен. Декоративными правителями квартиры являются каменные чаши, вырезанные из цельного куска авантюрина.

Военная галерея 1812 года

Для перехода от белой галереи (впоследствии гербовой) несколько интерьеров были объединены в новую галерею в большой тронный зал, спроектированный К. Росси.

Основной идеей было увековечить память о военном подвиге в Отечественной войне 1812 года. С этой целью Д. Д. Дю заказал серию портретов русских генералов, включавшую 332 полотна, каждое из которых было написано отдельным художником. Кроме того, на стенах зала можно увидеть художественные изображения.

  • Монарх — Александр I (Россия), Фридрих Вильгельм III (Пруссия), Франц I (Австро-Венгрия)
  • g Пули.
  • Батальная сцена — «Бородинское сражение», «Отступление французов через реку Березина».

Открытие Военной галереи состоялось в 1826 году.

Георгиевский (Большой тронный) зал

Большая царская палата предназначалась для проведения самых важных государственных мероприятий в императорском доме. Соглашение длилось с 1787 по 1795 год. Проектированием занимался архитектор Д. Кваренги. Основной акцент в интерьере сделан на тронном месте. Она расположена непосредственно над ним и вырезана из каррарского мрамора. Его автор, итальянский скульптор Ф. Неро.

Комната освещалась через два ряда окон. Визуально внутреннее пространство увеличилось за счет одинакового рисунка на полу и потолке. Орнаменты были выложены из 16 деревянных пластин. С созданием советской сверхдержавы вместо трона в зале была установлена огромная карта СССР. Ее первым материалом был драгоценный полуобожженный камень (45, 000 шт.). в конце 20-го века. Тронное место было восстановлено, а карта передана в музей.

Большая церковь

Дворцовая церковь отличается от обычных храмов с куполами. Ее планы были разработаны Ф. Б. Растрелли. Помещения имеют специфические черты барокко. Пространство разделено пилонами на три части

  • Кафетерий
  • Pepole
  • Алтарь.

Помещение храма украшают:.

Церковь была освящена в 1763 году на праздник Чудесного Спаса. Часовня служила местом для домашнего потения членов императорской семьи. на крыше в конце 19 века было возведено пять зданий для колоколов.

Православные реликвии были сохранены в большой дворцовой церкви.

  • Святой правая рука Иоанна Крестителя.
  • Часть ризы «Иисус и ковчег».

Сегодня квартиры храма служат местом проведения крупных художественных выставок под эгидой Эрмитажа.

часовня для богослужений

В северо-западном углу жилища была оборудована небольшая часовня для богослужений. Сверху возведен купол в форме луковицы, внутри установлен двухъярусный иконостас. Потолок украшен фресками на тему сошествия Святого Духа. Главная реликвия — крест с животворящим древом и частицами мощей трех святых. В годы советской власти объект использовался в качестве лектория в красном уголке Музея революции. В настоящее время выставка проходит в зале.

Пикетный (Новый) зал

В возрасте 30 лет в 19 веке Старсов спроектировал еще один небольшой зал на территории караульного помещения. Именно поэтому квартира называлась «Пикет-холл». Целью было найти дежурных охранников. Комнаты выполнены в строгом военном стиле, оформлены в виде военной техники.

Александровский зал

Для увековечивания памяти царя Александра I был создан одноименный зал. Интерьер был разработан А. П. Брюловым. Номера оформлены в классическом стиле. Фотографии на стенах и потолке напоминают о событиях Отечественной войны 1812 года. Аллегорические изображения окружены медальонами, выполненными по эскизам Ф. Толстого. В зале хранится коллекция серебряных изделий европейских мастеров 16-19 веков. В соседних квартирах выставлены картины французских художников.

Собственная лестница

Согласно проекту О. Монферрана, он был построен в стиле классицизма. Поверхности стен украшены в технике монохромной росписи (гризайль): когда в 1917 году Зимний дворец подвергся нападению, революционеры забрались в замок. В результате за лестницей закрепилось название Октябрьская.

Покои императрицы Марии Александровны

В соответствии с потребностями императрицы Марии Александровны, супруги Александра II, были выделены следующие квартиры

  • Белый зал в стиле ампир
  • Золотая гостиная в старомосковском стиле
  • Малиновые шкафы в стиле рококо

В качестве декоративных элементов использовались изображения в мелком рельефе, отделка из мрамора и яшмы, зеркала, мебель, картины и фарфоровые вазы.

Аванзалы Невской парадной анфилады

Большой тронный зал был соединен с Иорданской лестницей рядом залов. Он был назван Невским анфиладой из-за своего расположения на берегу Невы. Анфилада была открыта Аванзаром; она была спроектирована Д. Кваренги и воссоздана Стасовым. Это помещение служило буфетом во время торжественных балов, а с 1948 года «Малахитовый храм» — круглая конструкция из уральских драгоценных камней — открыт для посетителей в качестве предбанника. Орнамент был подарен царю Николаю I семьей Демидовых в 1836 году.

Центральным элементом анфилады является Большой зал, построенный в конце XVIII века и заменивший три вестибюля. Помещение было украшено цветными мраморными плитами и освещено стеклянными фонарями; торжественный вид зала усиливал В. П. Стасов. Внутреннее пространство было самым большим во дворце (1100 кв. м) и часто использовалось для придворных балов и банкетов. 50-е годы 19 века. Портрет Николая I появился в зале. Поэтому квартира стала называться Николас Холл.

Во время Первой мировой войны в здании размещался госпиталь Красного Креста. С середины прошлого века Николаевский зал служит местом проведения крупных культурных мероприятий. Концертный зал был специально оборудован для проведения музыкальных вечеров. В его оформлении были использованы статуи древнегреческих муз и богов (автор И. Герман). Музейная экспозиция в квартире посвящена серебряным изделиям, выполненным русскими мастерами 17-20 веков. Центральное место в нем отведено святыне, где покоятся мощи Александра Невского.

Малахитовая гостиная

Гостиные из малахита уникальны по своему дизайну. Для украшения комнаты был использован уральский малахит, обработанный на Петергофском заводе. Яшма также использовалась в качестве декоративного материала (по проекту Монферрана). Интерьер был дополнен мрамором и позолотой. Техника, которой облицована гостиная, известна как «русская мозаика».

Первоначально здание было частью жилого комплекса Александры Федоровны, жены Николая I. Он служил залом для торжественной встречи гостей, а позже — местом, где собиралась королевская семья перед публичными выходами. Проект был разработан архитектором А. Брюлловым. Фрески были написаны по эскизам А. Визи. На ней изображена аллегорическая фигура поэзии, окруженная днем и ночью. Временное правительство выбрало для своих заседаний Малахитовую приемную.

Интересные факты

Здание и его интерьеры стали декорациями для художественных фильмов и телесериалов. Среди них:.

  • Бедная Настя».
  • ‘Русский ковчег’.
  • Распутин».
  • «Октябрь».
  • ‘Redbells’.

Во дворце появилась еще одна популяция домашних кошек. Их предками были голландские кошки, привезенные в Россию Петром I, и несколько кошек, привезенных из Казани в Санкт-Петербург по приказу Елизаветы Петровны. Во время блокады кот «Дворцовая стража» полностью исчез и был восстановлен заново. Кошки были полностью удовлетворены. В их прямые обязанности входит истребление грызунов в здании.

Где находится и как добраться

Точное расположение дворца: Дворцовая площадь, 2 и Дворцовая набережная, 38. Можно дойти пешком от станции метро:

Оцените статью
bojsya.ru